denswor
блог дизайнера о Церкви и церковника о дизайне
26 июля 2023 года
Появляющиеся, с течением времени, привычки мышления определяют нашу будущую жизнь. Развивать мышление у детей можно и нужно с самого рождения. Наиболее продуктивным периодом психологи считают временной интервал от года до 10-12 лет. В материале — разбираем 5 видов мышления, иллюстрируем их примерами и дополняем полезными книгами.
Критическое мышление — способность ставить информацию под сомнение, смотреть на проблему с разных сторон и, в результате, делать обоснованные выводы.
Пример: пришло СМС о призе, викторине, перечислении денег на операцию? Не торопитесь пересылать его друзьям: соберите все сведения о событии, а затем оцените результат.
Нужно отличать факты от мнений и проверять информацию в надёжных источниках. И внимательно следить, нет ли в рассуждениях логических ошибок.Как пригодится: поможет делать выводы на основе надёжной информации. Например, включать только проверенные факты в школьный доклад, проверять противоречивую информацию, искать достоверные источники.
Как развивать у детей: решать задачи, в которых требуется что-то доказать или опровергнуть. Например, что в треугольнике не может быть двух тупых углов.
Логическое мышление — развитие способности анализировать информацию, делать логические выводы и решать проблемы.
Пример: собираюсь на прогулку, вижу, что небо нахмурилось, слышу раскаты грома, значит — скоро гроза и нужно взять с собой зонтик.
Под «мыслить логически», мы, чаще всего, подразумеваем «мыслить верно, правильно». С точки зрения логики как науки, мыслить правильно — рассуждать последовательно и непротиворечиво, понимая, как одни факты влияют или не влияют на другие. Это поможет ребёнку развивать критическое мышление и находить решения на основе объективных фактов.
4 закона классической формальной логики:
Когда пригодится:
Как развивать у детей: решать разные задачи — на анализ сходств и различий, поиск недостающей фигуры, скорость, совместную работу и другие.
Творческое мышление — способность генерировать новые идеи, видеть нестандартные решения и подходы.
Пример: что получится, если я смешаю эти две краски? Если посыплю картину солью, как это будет выглядеть? Могу ли я сделать скульптуру с меня ростом или она упадёт? А если попробую по-другому?
Мыслить творчески — не только создавать что-то новое, но и находить нестандартные решения, когда обычные перестают быть эффективными.
Если логический и критический типы мышления опираются на правила, то для творческого — нужно выйти за рамки: поэкспериментировать, проявить смелость. Важно понимать, что новое — не всегда удачно, а неудачи — часть творческого процесса поиска того самого лучшего решения.
Когда пригодится: поможет использовать любые возможности и перемены в жизни себе и другим на пользу.
Как развивать у детей: творить, экспериментировать и смотреть, что получится (рисовать, писать, лепить из глины, снимать видео для соцсетей). Не зацикливаться на неудачных вариантах, а анализировать их и пробовать ещё.
Системное мышление — способность видеть связи и взаимодействия между различными элементами системы, логически и критически оценивать эти связи.
Пример: дожди будут идти всю неделю — огород не надо поливать каждый день. Однако, если земля будет слишком влажной, то растения могут загнить и мы останемся без урожая.
Когда пригодится: поможет понимать сложные проблемы и принимать правильные решения в постоянно меняющемся мире, стать высококлассным специалистом и управлять крупными проектами.
Как развивать у детей: расширять кругозор, изучать историю, наблюдать за событиями, сравнивать события из разных сфер или эпох и делать выводы. Чем шире кругозор и больше наблюдений, тем полнее, сложнее и, в то же время, устойчивее и интереснее будет ваша система.
Абстрактное мышление позволяет понимать законы и принципы существования объективного мира. Это — способ постижения действительности, возможности которого, поистине, безграничны.
Пример: точные науки. По сути, вся математика строится на нём. Важнейшее математическое понятие — число — существует в абстрактном, отвлечённом виде.
Место абстрактному мышлению и в общественных науках: так выделяются сложные исторические явления, социальные или политические процессы.
Без него невозможно и какое-либо планирование. Поскольку, принимая решение, результат которого появится в будущем, мы вынуждены представлять себе последствия наших усилий.
Когда пригодится: развивает творческую сторону человека. Люди, которые умеют мыслить абстрактно:
Как развивать у детей: игры «Синонимы — Антонимы», «Ассоциации» и другие.
Автор и эскперт: «Инфоурок» (промокод «5637270» — даёт скидку в 15%).
Сайт создан в 2012 г. © Суворкин Денис | Создание сайта — Seoded.ru
Сайт не обновляется и является отражением мыслей автора с 2012 по 2015 годы.